Новый экоязык

В книге «Стать экологичным» любимый философ Бьорк Тимоти Мортон, назвавший свои «Гиперобъекты» в честь её «Гипербаллад», в очередной раз пытается намекнуть, что человек не может контролировать мир, мир слишком странный, сложный, непостижимый, спонтанный, как и прочие гиперобъекты — нефтяные пятна, биосфера, пластик, глобальное потепление. 

Основанная Мортоном Тёмная Экология дистанцируют себя от традиционной, призывающей спасти планету от катастрофы, ведь в парадигме Тёмной Экологии конец света уже наступил и мы в нём живём. Тёмная Экология исповедует, что мы с другими равноправными формами жизни безнадежно застряли в сетях взаимозависимости и, подобно детективу в фильме нуар, который чувствует себя причастным к преступлению, предлагает адептам признать себя ответственными за содеянное. Тёмная Экология иронична, созерцательна, меланхолична и противопоставляет ответственность чувству вины. Сокращенное вступление к «Стать экологичным» ниже. 

«Не читаете книг об экологии? Ещё бы: к моменту печати они становятся свалками устаревших фактов. Они дают читателю подзатыльник, хватают за грудки, сворачивают шею и шеймят в агонии: «Ах, что же делать?».

В моей книге нет обличительных проповедей, шокирующих фактов и советов. Тогда зачем её читать? Факты кажутся требованием экологического жанра. Мы ждём от трагедий эмоций (страха, сострадания), комедии призваны вызвать улыбку, и даже в паспорте мы видим узнаваемый стиль подачи. Каков способ экологической подачи, до каких пределов его можно исказить, прежде он станет чем-то иным? Если вы поставите «Гамлета» на Юпитере, нарядив актёров хомячками, будет ли всё ещё понятно, что это «Гамлет»?

В моей книге нет фактоидов, этих, которые на нас кричат: «Смотрите, я факт, я свалился на вашу голову с неба и вы не можете меня игнорировать!». Фактоиды задуманы фактоподобными. Экологическую информацию принято подавать именно так: минимум один фактоид, а чаще целая пригоршня, падает нам на голову с авторитетным замечанием: «Стыдно это всё игнорировать!».

А факты не падают с неба. Для них нужна среда, иначе мы их не заметим. Если вы выросли в западном мире, вы вряд ли часто слышите такое: «Духи моих Предков не одобрят эту книгу». В каком мире подобное утверждение имеет смысл, в каком контексте? И не забудьте про интерпретацию. Если вы смотрите под углом, как ренессансный художник изобразил перспективу, 3D-эффекта не будет, для этого надо стать прямо напротив. Стих желательно читать определенным способом, бутылку кока-колы или молоток тоже держать определенным способом, чтобы они имели смысл.

Моя книга о том, как проживать экологические знания. Просто знать вещи недостаточно. Вспомните интернет. Прежде чем стать общедоступным, у него были разные сценарии развития: игривый, экспериментальный, либеральный, анархический. А потом что-то случилось. Уйма людей пришла в интернет, и сформировалось репрессивное пространство, где у вас есть право иметь одно из двух-трех допустимых мнений, иначе на вас нападёт стая с оценочными суждениями, примерно такая, как в фильме Хичкока «Птицы».

Нелепо без цели выливать друг на друга данные. Это как компульсивно мыть руки без понимания, для чего это нужно. Экологические факты устаревают, особенно многомерные факты о глобальном потеплении. Выливать их друг на друга каждую неделю нет смысла.

Я смотрю на эту привычку под другим углом. Как на кошмарные сны при посттравматическом стрессовом расстройстве. В таких повторяющихся снах пациенты заново переживают травмирующее событие. Фрейд считал, что вредные сны, от которых просыпаются в слезах и поту, повторяются потому, что приносят удовольствие. Если придерживаться моей аналогии, экологический информационный навал не только удручает и сбивает с толку, но также приятен. Страдающий ПТСР, по Фрейду, в сновидениях переносится в момент, предшествующий травме, чтобы её предусмотреть. Я бы сравнил экологический информационный навал с упреждающим страхом при ПТСР: мы пытаемся переместиться в вымышленную временную точку до глобального потепления, чтобы его предвосхитить.

Экологический контент кричит на нас: проснитесь, сделайте что-то! Но манера подачи противоречит неотложности: грядут травматичные события, но они пока не наступили, ждите. На всех природоохранных конференциях звучит вопрос: что же делать? Будто бы переживать — форма делания. Я симпатизирую таким вопросам, но не даю ответов. Ведь мы не можем контролировать все аспекты экологического кризиса, для этого нам нужно было бы вернуться на 10 тысяч лет назад к зарождению аграрного общества, которое в итоге привело к промышленной революции, выбросам, потеплению и массовому вымиранию. Возможно, экологические факты требуют как раз того, чтобы мы не знали немедленно, что делать». 

  • Новый экоязык

Рекомендуемые товары

Платье Dream Sister Jane 'Rose'

Платье Dream Sister Jane 'Rose'

Мини-платье Dream Sister Jane с деликатным цветочным узором, отрезной талией, юбкой ярусами, застежкой на жемчужных пуговках и рифмующимся декором. Состав: 100% полиэстера; подкладка: 65% вискозы, 35% купро.  ..

9 700грн. Без НДС: 9 700грн.

Женские носки Socksmith «Попа корги» синие

Женские носки Socksmith «Попа корги» синие

Корги, любимая порода английской королевы, умеет очаровать даже циников. Её характерное виляние попой вызывает умиление даже у неулыбчивых. Так вот же они, очаровательные попы корги на носках калифорнийской марки Socksmith.  У них отменный долговечный состав: 63% коттона, 34% ней..

380грн. Без НДС: 380грн.

Платье Klements 'Frieda' «Обречённый рейс. Океан»

Платье Klements 'Frieda' «Обречённый рейс. Океан»

Комфортабельное шёлковое платье Klements с практичной длиной до колена, глубокими карманами, широкой юбкой, коротким рукавом и французскими швами, выдающими класс изделия. Бестселлер марки, чей простой фасон контрастирует с замысловатым узором «Обречённый рейс» в цветовой вариации «Океан» (яркий син..

10 000грн. Без НДС: 10 000грн.